Юные шкиперы Петропавловска
Юные шкиперы Петропавловска.
Образование детских и юношеских клубов яхтинга позволило не только освоить юным шкиперам основы яхтинга, но и познакомиться с заманчивыми морскими просторами в обучающих походах под парусом.
Яхтинг глазами детей. Первые шаги в мир увлекательных парусных путешествий!
Первые яхтенные клубы.
Детско-юношеский яхтенный клуб в Петропавловске-Камчатском выбыл из системы российского образования в 1986 году.— Тогда мы влачили жалкое существование, — говорит директор яхтенного клуба Василий Николаевич Мишин.
Начинающие яхтсмены Камчатки встали под знамя Камчатского морского пароходства, а региональный центр предоставил им финансовую самостоятельность. Отношение с партнерами здесь строятся на хоздоговорных началах. Партнеры весьма солидные: пароходство, п/о «Камчатрыбпром» и производственное объединение. С ними заключен долгосрочный договор на подготовку яхтенных капитанов в стенах клуба. Предприятия сняли с себя заботу о профориентации, платят парусному клубу солидные деньги и уверены, что юные яхтсмены рано или поздно придут к ним на суда. И практика это подтвердила.
За полгода была создана отличная учебная база, которую не могли сколотить за 10 лет. Штатных работников всего 10 человек. Кстати, преподаватели попутно ведут яхтинг обучение взрослых — готовят шкиперов маломерных судов. Разумеется, дети за обучение яхтингу денег не платят, здесь они учатся их зарабатывать. Перевозят, в частности, народнохозяйственные грузы. Да и вообще парусный флот клуба не простаивает. С октября по апрель, когда ребята полностью заняты в школах, флот фрахтуется «Камчатрыб-промом», от чего парусному клубу набегает приличные финансовые средства.
Обучение под парусом для юных шкиперов.
В такой клуб с неким производственным уклоном дети идут куда охотнее. Они уже не просто школьники, а еще и яхтенные курсанты : через три года получают права на яхту . Обязательной отработки нет, как после училища, но желание работать чаще оказывается сильнее закона. «Трудные» по своей воле покинули подвалы и подворотни, пришли в парусный клуб. И флот здесь не латаный, и преподаватели — профессионалы.На мой взгляд, опыт очень интересный. Об этом и зашел разговор с начальником управления организации внешкольной и внеклассной работы Людмилой Яковлевной Олиференко. — Это же настоящее производственное подразделение! А мы должны воспитывать детей и не вправе забывать об основном назначении Клуба увлеченных яхтсменов...
Словом, образованию такая форма работы с ребятами не подходит. Я не специалист в педагогике, но позволю себе с таким заключением не согласиться.
Воспитывать — не значит говорить, «что такое хорошо, а что такое плохо». Пожалуй, это, прежде всего, вместе что-либо делать, не мешало бы, и думать вместе с детьми. Только на слете самих детей почему-то мало слушали и редко давали им говорить. Если бы не выходила ежедневно огромная стенгазета «Яхтинг» , то слет можно было бы назвать слетом взрослых, приехавших со всей страны посмотреть различные яхтенные соревнования детей. Кстати, газету делал карельский профессиональный юнкоровский клуб, который давным-давно на хозрасчете (все купили сами — от машинки до фотоаппаратуры). И это опыт! Но и такое было: когда дети, как педагогам казалось, говорили в газете не то, она потихоньку снималась. Все в «лучших» традициях российской педагогики. Оттуда же и боязнь детского заработка, оттуда и неприятие камчатского опыта. Он не нуждается в диктате, значит, педагогике не подходит...