Парад парусов
Парад парусов.
Начало лета минувшего года. Сразу пять российских яхт-клуба Балтийского морского пароходства вновь снимаются на Операцию Парус. Следуют нахоженным путем через Кильский канал в Северное море, затем берут курс на город Вест-Терс-хеллинг на одноименном голландском острове Западно-Фризского архипелага.
Яхтинг на любой вкус и кошелек. Выбирай!
Яхтинг у берегов Фрисландии.
Мимо легендарной Фрисландии мы хаживали неоднократно, но ее островных гаваней не посещали. На сей раз поводом для визита туда стало приглашение Голландской ассоциации учебных парусников заглянуть на несколько дней, обменяться опытом в обучении яхтинга , если мы предпочтем автономному плаванию до Лондона и обучение вождению яхты , к месту слета ОП-89, дополнительную «фидерную» гонку с финишем в устье Темзы.Ходить по морю «компанией», да еще в гоночном режиме яхт круиза , всегда интересно. К тому же, это в духе традиций содружества парусных ассоциаций. На приглашение голландцев откликнулось около 50 экипажей яхт (классов С1—СШ) и б малых парусников (АН и В) под флагами 11 стран (в основном — бассейна Балтийского и Северного морей). Малых потому, что крупным, глубокосидящим судам вход в Вест-Терсхеппинг заказан. Да и вообще места на подходах к нему гибельные, с давней печальной славой. Туристам, прибывающим на остров на роскошных паромах и жаждущих впечатлений, есть, что почитать в здешних проспектах о морских катастрофах. Нас же больше интересовали деловые рекомендации лоции, детали навигационной обстановки и, в частности, характеристики древнейшего голландского островного маяка — Брандарис, несущего свою службу уже 400 лет и давшего имя гонке, на старт которой, назначенный на 2 июля, мы торопились.
До архипелага наша «Флора» шла в основном с легкими ветрами. При затяжном безветрии приходилось запускать многострадальный дизель, чтобы не выбиваться из жесткого графика перехода. Двигатель на этот раз нас не подвел, зато задолго до того, как открылся огонь Брандариса, иссяк запас топлива.
К заходу на фарватер, дугой огибающий оконечность острова, добрались засветло при едва дышащем береговом бризе. Море катило на низкий песчаный берег пологую зыбь. По мере приближения шум прибоя слышался все отчетливее, понемногу превратился в глухой, монотонный, устрашающий рев. Буи ограждения просматривались отчетливо. Но не менее четко фарватер «ограждали» высокие стены, столбы и башни пены и брызг разбивавшихся на банках водяных валов.
Было ясно, что лавировка на фарватере при слабом и неблагоприятном по направлению ветре — не что иное, как неоправданный риск. Поворачиваем в море, медленно преодолевая мощную зыбь. Извлекаем на палубу буксирный конец: похоже, что в нашу сторону идет попутчик...
Яхтенный флот под парусом.
Фарватер миновали на буксире западногерманского бота «Диана», имевшего мощный двигатель. Уже после швартовки, в гавани узнали, что этот крепкий краснодеревный 18-метровый бермудский шлюп построил сам его владелец и капитан X. Буптьер. Он — хозяин верфи, строящей малые парусники традиционного типа с высокими мореходными качествами и прекрасной обитаемостью. Буптьер — уже не молодой человек с обветренным лицом рыбака, широкий в плечах, оказался приветливым собеседником, неторопливым и обстоятельным в оценках достоинств и недостатков судов, в которых знает толк. Могучие руки его, похоже, предпочитают карандашу конструктора инструмент корабельного плотника. Что касается «Дианы», то она, несмотря на массивность и тяжеловесность фишкуттера показала себя отличным ходоком: «Флоре» ни разу не удалось обогнать ее даже на лавировке при слабом ветре...В Вест-Терсхелпинге уже стояли наши одноклубники на яхтах «Форвард», «Русь», «Мир» и «Апьбетрос». В Голландию пришли и земляки из клуба речников на «Акепе» и «Глории», а также латвийская «Спарта» и эстонская «Линда». Прямо в море возле острова Терсхеппинг с попутного грузового судна была спущена архангельская яхта «Соловки». Таким образом, десять российских экипажей влились в число гостей Вест-Терсхеплинга, чтобы отстоять честь своей яхтенной школы во время регаты.
В гавани за надежным волноломом мы встретили много старых друзей. Особенно порадовала встреча с бывшим капитаном «Юрвнии» Бернардом Хеппенером. Оставив свой кеч, он по-прежнему оказывал нам много доброго внимания, напоминал о намерении осуществить давнюю мечту и прийти однажды под парусами в город Петра. (Между делом он научил меня по-голландски есть, удивительно вкусную голландскую селедку.)
Маленький порт прекрасно справился с организацией «фидерной» гонки, и ранним утром 2 июля руководители вывели весь яхтенный флот на парад парусов, предшествовавший старту.