Поход к берегам Лондона
Поход к берегам Лондона "под парусом".
С выходом из Вест-Терсхеппинга море преподало нашим юным яхтсменам первый серьезный урок. Они работали в полубреду от укачивания, мокрые до нитки тряслись от холода, набивали синяки и шишки, отказывались от пищи, утверждая, что только камикадзе в состоянии находиться под палубой, где у них «пузо изо рта выходит». Нет, они не хныкали. Старались держаться из последних сил, как и подобает, но им было по-настоящему трудно, куда труднее, чем они могли предположить на берегу...Получи права на яхту и покори весь мир!
Яхтинг в экстремальных условиях.
Забегая вперед, скажу, что все три гонки , в которых мы участвовали, в значительной мере оказались схожими по погодным условиям. Все три старта флот брал при сильном ветре, затем ветер постепенно ослабевал, становился неустойчивым по направлению. Были и томительные штилевые часы, которые особенно тяжело переносились парусными командами крупных тяжелых парусников с прямым вооружением.Интересно, что только в гонке на Лондон все стартовавшие так и финишировали в полном составе, поскольку ветер в основном был попутным. Гонке от Куксхафена на Швецию предшествовала особо трудная погодная ситуация. Яхтенный флот оставлял гостеприимный Гамбург при дневном отливе во время крепнущего ветра со стороны моря. Нечего было и думать о том, чтобы нести паруса в парадном ордере! Свирепый встречный шторм пересилил мощь отлива и создал поверхностное противотечение.
Многие суда вынуждены были вернуться, поскольку на Эльбе ниже Гамбурга при ветре, дующем вдоль реки, укрыться негде. Попытка пробиться в устье и прибыть в порт Куксхафен при втором отливе многим судам со слабыми вспомогательными двигателями и изношенными парусами тоже не удалась. Оргкомитет вынужден был отложить старт на сутки — решение, из ряда вон выходящее в практике Операций. Но даже, несмотря на эту крайнюю меру запоздало или не вышло на старт из-за поломок и потери парусов большое число парусников: по разным причинам из 70 судов не стартовало 25, еще 9 сошли с дистанции.
Результаты парусной гонки.
В парусной регате участвовало необычно большое число судов под российским флагом: в общей сложности 14 вымпелов от разных яхтенных школ. Английская печать отмечала, например, что украшением морской части праздника, посвященного юбилею Лондона, стал незабываемый спектакль с прохождением по праздничной Темзе крупнейших парусников регаты — «Крузенштерна» и «Мира». Кстати сказать, они составили основное ядро участников в классе А (судов с прямым и смешанным вооружением] и выступили весьма удачно. В гонке на Швецию с финишем для крупных судов возле Скагена, в которой «Крузенштерн» не участвовал, победил «Мир», «Седов» занял 2-е место среди восьми участников.На дистанции Лондон — Гамбург первенствовала старая трехмачтовая западногерманская шхуна «Гроссгерцогин Элизабет», «Крузенштерн» стал вторым, «Седов» — третьим, «Мир» — четвертым. Среди яхтенных команд лучшим оказался экипаж наших одноклубников, выступавших на «Форварде»(капитан Б. Хрящев]. Во всех трех яхтенных гонках «Форвард» финишировал в числе лидеров, лишь незначительно уступая первенство конкурентам в своей группе яхт. Отличился и дальневосточный экипаж Л. Лысенко, который «по безвалютному обмену» получил на время яхтенной регаты польскую яхту «Юпитер» и вошел в один из дивизионов судов без спинакеров, включавший перед стартом на Мальме 22 яхты. После шторма на Эльбе и у Гельголанда и после штилей в районе Скагеррака число конкурентов «Юпитера» резко сократилось: финишный зачет получили всего шесть экипажей. Победа досталась дальневосточникам. Ранее, в гонке на Гамбург, у них было 12-е место, что для европейского дебюта на незнакомой — чужой яхте с изношенными парусами тоже не так уж плохо.
Результаты других наших яхтенных экипажей скромнее. Неудачно, финишируя в третьем десятке, выступала команда «Жипьвинаса» из Литвы. Худший результат нашей «Флоры» — 8-е место, лучший — 5-е.