Как научить ходить под парусом
Как научить ходить под парусом.
Восхождение братьев Тынисте к олимпийским медалям началось давно. Так давно, что братья и парусным спортом еще не занимались. Были у меня тогда один польский швертбот и старенькая французская лодка.
Работать тренером начал с довольно большой группой (80 человек), каждой весной и осенью подыскивал себе новых ребят, отбирал самых работящих и талантливых. Через четыре года удалось создать довольно сильный коллектив в классе «Кадет».
Обучение яхтингу. Расписание занятий. Узнай о морских походах выпускников.
Становление тренером яхтинга.
Уже в те годы я пришел к той системе, которую использую до сих пор. Наряду с двумя тренировками на воде и практическим занятиям яхтинга в течение дня обязательно проводится занятие по общефизической подготовке, которое я считаю одним из самых важных элементов работы над мастерством.В Таллинне у нас заведен четкий порядок выполнения тренировочных нагрузок в недельном цикле: пять раз общефизическая подготовка, один раз яхтенная теория и один день свободный. Первые годы надо мной смеялись: «Ты кого, легкоатлетов или яхтсменов готовишь?» Но жизнь показала, что я был прав. Кроме того, физические упражнения могут просто доставить удовольствие, когда надоедает вода.
И большая тренировочная работа дала эффект — завоеваны три первых места на чемпионате Эстонии. На следующий год поставили задачу посложнее — выиграть первые десять мест. И снова с помощью коллективных усилий, с помощью дружбы мы этого достигли. А ведь задача была сложной: на чемпионате Эстонии в те годы в классе «Кадет» выходило гоняться около 40 экипажей разных яхтенных школ...
После этих побед удалось получить из Польши лодки класса «420», и я со своей группой пошел дальше. Именно в этом коллективе, что тогда был создан и в котором впоследствии тренировались Тынисте, я получил колоссальный опыт как тренер.
Набор в яхтенную школу.
Позже из класса «Оптимист» ко мне пришли Шарашкин, братья Тынисте, Томингас и дополнили группу, в которой к тому времени довольно сильно выступали несколько спортсменов. Создался дружный коллектив из шести-восьми экипажей школы яхтинга, в котором не таились секреты от товарищей, где можно было спокойно, не торопясь, работать. И именно этот коллектив явился первым и главным фактором, способствовавшим достижению экипажем Тынисте олимпийских наград в яхтенных соревнованиях.В последующие годы стало легче. Ко мне приходит так много детей, которые хотят заниматься парусным спортом, что приходится устраивать отборочный конкурс по ОФП — бег 6000 м и плавание 100 м. Если кто-то не укладывается в норматив, говорим: «Приходи через месяц и покажи такой-то результат». Но по секрету скажу, если ребенок придет через месяц, — мы его оставим. Переведем в другую группу, понаблюдаем, проверим здоровье.
Я считаю: если у мальчика такое большое желание заниматься парусным спортом и проходить обучение яхтингу, из него может получиться яхтсмен. Я никогда не провожу в таких случаях психологических тестов. Да и нет в них смысла, так как я никогда не смогу сказать ребенку, что он мне не иужен. У меня нет такого права. Он сам пришел ко мне и хочет тренироваться.
Я не могу никого выгнать. И если выгоняю, то только из-за нарушения дисциплины и только из той группы, где занимаются мастера спорта и мастера-международники. А для детей я просто ищу другого наставника. Ведь я работаю не один: у меня в помощниках два моих бывших ученика. Они мои коллеги, единомышленники. Уже девять бывших учеников работают в парусном спорте. Это продолжение моей «школы яхтинга». Мы с ними всегда находим общий язык. Они знают, что думаю я, я знаю, что могут думать они. И работать с детьми, которые приходят от них, значительно легче. .