Риск в мореплаванье
Риск в мореплаванье.
Риск для яхтинга - дело привычное, этому не стоит удивляться. В парусный спорт идут чаще всего люди, для которых адреналин просто необходим в повседневной жизни. Однако, как найти границу между допустимым риском и чрезмерным? И кто возьмется его соизмерить для каждого конкретного яхтенного плаванья.
Обучение яхтингу. Практика на современных яхтах. Записывайся!
Яхтинг и допустимая доля риска.
Работа шкипера неразрывно связана с риском. Естественно, речь идет о разумном риске в яхтинге, когда капитан принимает все меры к обеспечению безопасности парусного судна, людей и исключению материального ущерба. Зачастую без такого риска просто не выполнить поставленной задачи (например, не победить в парусной регате или не укрыться в неизведанной гавани в сложных погодных условиях).Однако, риск в яхтинге, во-первых должен быть прежде всего оправданным, во-вторых не приносить вреда окружающим. Рассмотрим ситуацию применительно к сложным условиям яхтинг плавания. Известно, что при ограниченной видимости яхтенная дистанция 12—8 миль считается зоной обнаружения, 8—4 мили —зона принятия решения, дальше начинается зона опасного яхтинг маневрирования. Яхтсмены, основная работа которых осуществляется в штормовых условиях, практически всегда находятся в условиях маневра последнего момента.
Что же побуждает их идти на риск в яхтинге?
К сожалению, человеческие возможности ограниченны, особенно в условиях пресловутого дефицита времени и в сложной ситуации. Хотя речь и идет о разумном риске в яхтинге, но границу его для конкретного случая найти крайне трудно. Приходится прибегать к яхтенному опыту, стереотипам (если они есть), интуиции. При этом, хоть и редко, но бывают просчеты даже у опытнейших яхтсменов.Для пресечения и наказания подобных упущений на парусном транспорте, включая морской, действует статья Уголовного кодекса и прочие законодательные акты, которые за нарушения правил безопасности движения и эксплуатации судна в яхтинге, повлекшие несчастье с людьми, аварию или иные тяжелые последствия, предусматривает наказание в виде лишения свободы. За рубежом капитан крупного парусного судна считается капиталом фирмы стоимостью 2—3 млн. дол. Поэтому фирма может оставить на службе капитана, работающего творчески, с разумным риском в яхтинге, приносящего сверхплановую прибыль, простив ему «промашку» в несколько тысяч долларов. Кроме того, большинство иностранных судов застраховано. У нас же при ущербе свыше 100 тыс. руб., несмотря на благие намерения яхтенного капитана и его безупречную предшествующую работу (иногда десятилетиями), дело передается в прокуратуру или в суд.
Стоит отметить, что чаще всего рискуют далеко не опытные шкиперы, а яхтсмены- любители, для которых риск означает поддержание своего статуса опытного мореплавателя перед друзьями.
Шкиперы, прошедшие яхтинг обучение в профессиональных парусных школах, серьезно подходят к самому понятию яхтинга на большой воде, понапрасну не рискуют и соблюдают технику безопасности.
У юристов существует такое понятие «презумпция невиновности», означающее, что пока со всей очевидностью не доказана вина, человек не может считаться преступником. Хотелось бы, чтобы этот принцип в полном объеме соблюдался в отношении как крупных, так и малых яхтинг происшествий. Малых, может быть, в особенности, ибо их больше, и судеб в результате непрофессионального яхтинга калечится больше.
Если же мы хотим снизить аварийность в яхтинге, необходимо в первую очередь спокойно разобраться с положением дел и подумать об улучшении профессионального отбора шкиперов, повышении качества обучения яхтингу и переподготовки яхтинг специалистов.